Странная одиссея “Русалки Фиджи” П.Т. Барнума

На протяжении всей истории криптозоологии и странных существ были случаи, когда останки этих животных предположительно были найдены и выставлены на всеобщее обозрение. В некоторых случаях они утрачены во времени, их невозможно проверить, и все же другие стали почти легендарными, несмотря на то, что почти наверняка были подделаны. Одним из самых известных и странных случаев этого был случай с великим американским шоуменом, который завладел предполагаемой русалкой. 

В 1842 году некий Мозес Кимбалл из Бостонского музея принес предполагаемую русалку шоумену П.Т. Барнуму – известному цирку Барнума и Бейли – некий Мозес Кимбалл из Бостонского музея. По-видимому, этот экземпляр был куплен у моряка, чей отец приобрел его в 1817 году у тех, кто утверждал, что он был случайно пойман японским рыбаком в его сети. Хотя Барнум прекрасно понимал, что эта русалка, скорее всего, была особенно хорошо сделанной подделкой, он, тем не менее, рассматривал приобретение как возможность разжечь общественное воображение и задумал его как способ пробудить любопытство к чудесам мира природы, конечно, заработав при этом немного денег. Благодаря изобретательной рекламной кампании, которая включала в себя много шумихи и плакатов, обещающих красивую наполовину женщину, наполовину рыбу, аттракцион стал сенсацией. Будучи всегда шоуменом, Барнум даже придумал сложную историю о том, как русалка была поймана на экзотических далеких островах Фиджи, отсюда и название, которое ей дали; “Русалка Фиджи”, также известная как “Русалка Фиджи”.

Странная одиссея "Русалки Фиджи" П.Т. Барнума
ПТ Барнум

Плакаты с изображением хорошеньких русалок со светлой кожей и распущенными волосами, которые Барнум с большим эффектом использовал в своей рекламной кампании, были далеки от точности, поскольку сам выставленный экземпляр представлял собой гротескную мерзость, имевшую мало общего с человеческими существами, и один наблюдатель однажды описал ее как “воплощение уродства”. П.Т. Барнум описывает своими словами свою русалку Фид-джи в своей автобиографии:

Позвоночник рыбы шел по прямой линии к основанию черепа – шерсть животного росла на несколько дюймов ниже плеч рыбы, и с помощью микроскопа было абсолютно ясно видно то, что казалось мельчайшей рыбьей чешуей, мириадами лежащей среди волос. Зубы и строение пальцев и кистей существенно отличались от зубов любой обезьяны или орангутанга, когда-либо обнаруженных, в то время как расположение плавников отличалось от таковых у любого вида рыбьего племени, известного натуралистам. Животное было уродливым, высохшим, черным на вид и миниатюрным экземпляром, около 3 футов в длину. Его пасть была открыта, хвост перевернут, а руки вскинуты вверх, что придавало ему вид умершего в страшных муках.

Ужасный внешний вид русалки и шокирующая разница между реальной выставкой и тем, что было эффектно ложно разрекламировано, мало что сделали для того, чтобы остановить толпы людей, с болезненным любопытством приходящих взглянуть на нее. Фильм Барнума “FeeJee mermaid” принес ему абсолютную кучу денег. Это было лишь отчасти благодаря маркетинговой смекалке Барнума. Сама русалка, как правило, вызывала определенное болезненное очарование, поскольку выглядела чрезвычайно реалистично и невероятно убедительно для тех, кто видел ее в то время, несмотря на ее неоспоримое уродство. Этот замечательный реализм был таков, что люди продолжали приходить и глазеть на него даже после того, как он был разоблачен как подделка и широко признан мистификацией. “Русалка” Барнума, в частности, стала настолько знаменитой, что действительно именно эта выставка ввела в обиход термин “русалка Фейджи”, под которым сегодня широко известны все оплошности такого типа.

Немецкий этнолог доктор философии Ф. фон Зибольд утверждал, что проследил происхождение печально известного экземпляра русалки Фиджи П.Т. Барнума в своей книге “Манеры и обычаи японцев в девятнадцатом веке“. Фон Зайболд пришел к выводу, что образец был идентичен тому, который демонстрировался по всей Европе в 1822-23 годах в таких местах, как кофейня “Тафт” на Сент-Джеймс-стрит в Лондоне, куда ежедневно приходило от трехсот до четырехсот человек, чтобы посмотреть на него. Сообщается, что этот экземпляр также был пойман в сети японского рыбака, а затем доставлен в Лондон американским морским капитаном по имени Сэмюэл Барретт Идз. Русалка сколотила на этих заведениях небольшое состояние. Фон Зайболд был убежден, что этот экземпляр был изготовлен в 1810 году каким-то изобретательным японским рыбаком и что он, или его точная копия, был тем самым экземпляром, который в конечном итоге оказался в Америке у Барнума после того, как был продан голландской компании и несколько раз переходил из рук в руки. Барнум был склонен согласиться с утверждениями фон Зайболда. Он с самого начала прекрасно понимал, что его FeeJee mermaid, скорее всего, подделка, и даже написал, что подозревает, что это, возможно, японский дизайн. Рассказывая о его мастерстве изготовления, Барнум написал:

Если предположить, что, без сомнения, верно, что русалка была изготовлена, то это был самый замечательный образец изобретательности и неутомимого терпения. Что касается меня, то в то время я действительно едва ли заботился о том, чтобы составить мнение о происхождении этого существа, но у меня сложилось впечатление, что это была работа какого-нибудь изобретательного японца, китайца или другого восточного гения.

Странная одиссея "Русалки Фиджи" П.Т. Барнума
Русалка Фид-Джи

То, что “FeeJee mermaid” Барнума должна быть выполнена в японском стиле, имеет большой смысл и совсем не удивительно. В то время в Японии существовала своя давняя традиция, связанная с русалками. Эти существа известны японцам как нинге (人魚), буквально “человек-рыба”, а также гедзин (魚人), что означает “человек-рыба”, и ханге-дзин (半魚人), или “человек-полурыба”. Истории о рыбоподобных гуманоидных существах поступали из вод вокруг Японии на протяжении веков. И часто утверждалось, что они были захвачены и сохранены. В Японии 18-го и 19-го веков карнавалы-интермедии, известные как мисэмоно, были в моде у населения. Эти мероприятия были своего рода фестивалями, на которых был представлен широкий спектр развлечений, таких как акробатика, танцы, гадание, декоративно-прикладное искусство. Одним из очень популярных видов аттракционов были выставки странных природных явлений и экзотических животных, собранных из дальних уголков Земли. Как правило, это были стенды, состоящие из выставок типа “кабинета диковинок”, демонстрирующих причудливых животных, растения и другие экзотические чудеса природы со всего мира. Эти павильоны можно рассматривать как во многом похожие на цирковые представления в США и Европе, привлекающие любопытных зрителей своими представлениями о таинственном, странном, а иногда и просто причудливом. Мисэмоно были известны тем, что привлекали огромные толпы людей, которые глазели на причудливые зверинцы.

Одним из самых больших розыгрышей шоу мисэмоно было то, что на нем были показаны русалки. Эти, как правило, мертвые и законсервированные экземпляры привлекали огромные толпы людей, жаждавших увидеть настоящую русалку, и многие участники выставки разбогатели на таких выставках. Были ли какие-либо из этих экземпляров на самом деле настоящими русалками или нет, доподлинно неизвестно, но они определенно были вполне реальны для тех, кто их видел. Большинство простых людей того времени уже считали русалок вполне реальными, и то, что они увидели одну из них своими глазами, только подтвердило это мнение. Возможно, неудивительно, что в параллельных выставках мисэмоно случался обман, и часто там были измененные животные, такие как собаки или обезьяны, раскрашенные или снабженные протезами, чтобы они казались чем-то более похожим на подлинные экземпляры экзотических видов. Русалки ничем не отличались. 

Как правило, эти поддельные русалки были слеплены из верхней части туловища обезьян и нижней части тела рыб, а также всевозможных частей животных, таких как мех, кожа и перепонки, соединенных таким образом, чтобы их нельзя было обнаружить невооруженным глазом. Оказалось, что эти подделки приносят неплохую прибыль, и растущее присутствие в Японии все большего числа жителей Запада, готовых платить за эти экземпляры непомерные цены, только увеличило бурно развивающуюся торговлю поддельными русалками. Что касается попыток разглядеть хоть крупицу правды за этими первыми выставками русалок, то, к сожалению, единственной вещью, которой Япония прославилась в отношении русалок, было их изысканное и непревзойденное умение их изготавливать, и японцы, давно известные выставками русалок в своей собственной стране, вскоре прославились за рубежом как мастера мастера по изготовлению фальшивых русалок. 

Странная одиссея "Русалки Фиджи" П.Т. Барнума

Многие мастера, изготовлявшие этих поддельных русалок, были чрезвычайно умны и креативны в своих проектах, причем художники с большой изобретательностью использовали всевозможные части животных и другие материалы, часто проявляя большую художественную вольность в своих творениях, используя строго охраняемые секретные техники, которые, таким образом, передавались от мастера к наставнику. Было обнаружено, что один экземпляр, выставленный на Пикадилли в Лондоне, состоит из рыбьего хвоста, туловища обезьяны, челюстей рыбы-волка, черепа обезьяны и меха лисы. У некоторых даже были прикреплены крылья, которые, по-видимому, были сделаны из крыльев летучих мышей. Опять же, качество строительства, как правило, было настолько оригинальным, что требовало очень тщательного осмотра и острого глаза, чтобы обнаружить даже самые смутные признаки вмешательства человека. Один японский экземпляр, выставленный на восточном складе Фармера и Роджерса в Париже, был описан одним наблюдателем следующим образом:

Нижняя половина ее тела сделана из кожи и чешуи рыбы семейства карповых, аккуратно прикрепленных к деревянному корпусу. Верхняя часть русалки находится в позе сфинкса, опирающегося на локти и предплечья. Руки длинные и костлявые, а пальцы тонкие и напоминают скелет. Ногти сделаны из маленьких кусочков слоновой кости.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку
будь в теме!

Мы сообщим вам о выходе самых интересных новостей на портале unworld.ru. Не чаще 1 раза в неделю!

Спасибо за подписку!

Something went wrong.

Оставьте комментарий