Секрет скрипки Страдивари

Секрет скрипки Страдивари раскрыт. Последнее исследование установило секретный химический рецепт, который использовался при изготовлении инструментов.

Антонио Страдивари, легендарный итальянский мастер, довел своё мастерство до совершенства. Он производил акустически «идеальные» скрипки, виолончели, гитары и арфы. Все они были также устойчивы к насекомым и грибкам. Исключительные тональные характеристики и звучание скрипок Страдивари долгое время вызывали восхищение и удивление у ценителей музыки во всем мире.

Однако, новое исследование, опубликованное в журнале Angewandte Chemie International Edition разгадало легендарный секрет скрипки Страдивари. Как ни странно тайна заключается вовсе не в лаке как гласила легенда.

Ученые под руководством Тайваньского национального университета, пролили свет на секретный химический рецепт, используемый при изготовлении скрипок Страдивари.

Секрет скрипки Страдивари: как химические вещества влияют на акустику

Антонио Страдивари (1644 — 1737) и его современники обрабатывали свои инструменты химическими веществами. Это были квасцы, бура, медь, известковая вода и цинк, для борьбы с червями и получения уникальных тонов. Кроме того, подавление повреждений и старения, вызванных временем, с помощью этих химических веществ также добавляло им акустического совершенства.

Качество звучания скрипок Страдивари не было воспроизведено за последние 300 лет!

Однако был и другой гениальный мастер того времени. Это итальянский лютье из Кремоны — Джузеппе Гварнери, также использовал подобные химические составы. Между поклонниками инструментов Страдивари и Гварнери существует соперничество по поводу того, какой из них лучше. Известно, что инструменты Гварнери темнее по цвету, прочнее и звучнее, чем работы Страдивари.

Сохранилось менее 200 оригинальных инструментов Страдивари: много скрипок и одна виолончель. Некоторые из его произведений были проданы за миллионы долларов или евро, поскольку они настолько редки и обладают исключительной акустикой. Скрипки Гварнери были проданы за еще большую сумму!

На этой картине Эдгара Банди (1862-1922) он изображен в своей мастерской в окружении двух помощников:

Картин Эдгара Банди - "Антонио Страдивари"
Картин Эдгара Банди — «Антонио Страдивари»

В частности, в центре внимания исследователей оказались скрипки, которые назывались кремонскими. Это название местности, где они производились, сообщает Phys.org. Деки этих инструментов, которые имеют решающее значение для акустического звучания, были относительно тонкими и легкими по современным стандартам. Именно здесь химические вещества творили свою магию.

Комментарий биохимика Джозефа Нагивари, профессора Техасского университета A&M, чья работа посвящена химическому составу инструментов:

«Это новое исследование показывает, что у Страдивари и Гварнери был свой индивидуальный запатентованный метод обработки древесины. Ему они могли придавать огромное значение».

«Секрет скрипки Страдивари не в лаке и не в её конфигурации. Специальные соли, которые они использовали для пропитки древесины, придавали ей не только механическую прочность, но и великолепные акустические преимущества».

Профессор Техасского университета A&M Джозеф Нагивари держит в руках скрипку (слева) и альт (справа) с грифами из древесины тополя:

Профессор Техасского университета - Джозеф Надьвари
Профессор Техасского университета — Джозеф Надьвари

Секретный соус Страдивари

Новое исследование проводилось под руководством профессора Тайваньского университета Хван-Чинг Тая. Он вывел работу Нагивары и других на более высокий криминалистический уровень. Международная группа исследовала свойства материалов кремонских дек. Это было сделано помощью широкого спектра микроскопических, спектроскопических и химических методов, пытаясь определить характер окисления. Они обнаружили признаки искусственных манипуляций в узорах окисления, что стало первым указанием на химический состав.

После этого они объединили аналитические данные с предыдущими образцами химических манипуляций и историческими данными:

«Бура и металлический купорос использовались для подавления грибков, наряду с поваренной солью для контроля влажности. Квасцы для молекулярного сшивания, поташ или негашеная известь для щелочной обработки. Общая цель могла заключаться в сохранении древесины или акустической настройке».

Скрипичный магазин в современной Кремоне, Италия. В XVII и XVIII веках именно здесь занимались своим ремеслом величайшие скрипичные мастера:

Скрипичный магазин в Кремоне, Италия
Скрипичный магазин в Кремоне, Италия

«Все мои многолетние исследования были основаны на предположении, что древесина великих мастеров подвергалась агрессивной химической обработке. Это сыграло непосредственную роль в создании великолепного звука Страдивари и Гварнери», — добавил Нагивари.

«Очевидно, что существовало сотрудничество между скрипичными мастерами и местной аптекой и аптекарем. Это позволило довести химическую обработку этих инструментов до совершенства». Секрет скрипки Страдивари оказался довольно прост.

В настоящее время ведутся дальнейшие исследования, чтобы выяснить точную химическую смесь, баланс элементов и то, как химическая смесь взаимодействовала с деревом для создания такого красивого и законченного акустического звука.

«Необходимо несколько десятков образцов не только Страдивари и Гварнери, но и других мастеров Золотого периода (1660-1750) из Кремоны, Италия», — заключает Нагивари.