Среди первых египетских богов, шакал Анубис появился в древней мифологии Египта, ещё до первой династии (3.150 — 2.890 до н. э.). Бог — шакал был свидетелем возвышения и падения фараонов. Защищая их, когда они сбрасывали свои «смертные кольца» и переходили в подземный мир. Удивительно, но Анубис, один из самых распространенных мифологических персонажей древнего Египта. И не имеет своего собственного храма. Его поразительный образ встречается в статуэтках, статуях и иероглифах. А изображения встречаются повсеместно в гробницах, кладбищах и ритуальных книгах. Таких, как «египетская книга мертвых».

Египетская маска Анубиса.

Самые ранние записи об Анубисе свидетельствуют о том, что он почитался как царь мёртвых. И даже более значителен чем Осирис, который позже появился в египетской мифологии, как отец Анубиса. Осирис принял титул «бога подземного мира», лишив Анубиса его престижа. А затем обогнал его по значимости в период среднего царства (2.040 — 1.782 до н. э.). Впоследствии Анубис стал известен как помощник Осириса в подземном мире. И защитник его гробницы в мире смертных. Но даже в этом случае бог — шакал оставался высшим божеством, с многочисленными серьезными обязанностями за умерших.

Есть несколько разных историй о происхождении Анубиса. Но наиболее популярные, рассказывают о его рождении Нефтидой. Богиней которая представляла собой защиту, опеку и была известна как «подруга мертвых». Нефтида была замужем за богом Сетом, к которому не испытывала ни любви, ни пользы. Однако у неё были чувства к Осирису, который был женат на её сестре — близнеце Исиде. Как гласит миф, в одну роковую ночь Нефтида выдала себя за свою сестру. Напоила Осириса алкоголем, а затем соблазнила его. В результате их союза и родился Анубис.

Египетская богиня Нефтида.

В самом известном древнеегипетском мифе Сет, разгневанный тем, что у Осириса были отношения с его женой, жаждал мести. В конце концов он нашел Осириса, убил его, расчленил и бросил 14 частей его тела в Нил. Исида организовала поисковую группу скорпионов, своей сестры и Анубиса, но смогла найти только 13 частей тела Осириса. Она восстановила заключительную часть своей могущественной магией. История Исиды, чудесным образом собранная её мужем, стала легендарной. И Анубису приписывали изобретение мумификации для сохранения его тела. Этим актом бог — шакал обеспечил себе роль, бога — покровителя бальзамировщиков. По этой причине на иллюстрациях в известной египетской Книге Мертвых изображены жрецы в масках шакалов при проведении погребальных обрядов.

После смерти Осириса, Анубис стал правой рукой своего отца в подземном мире. А также в мире фараонов, цариц и смертных. Благодаря своему опыту и знанию сохранения мёртвых посредством мумификации, Анубис был высоко почитаем как их защитник.

Анубис реконструирует Осириса: 1350 г. до н. э. Гробница Рамсеса I, Египет.

Всякий раз, когда смертный входил в подземный мир. Анубис вёл душу в зал «двух истин», где он решал её судьбу. Таким образом, он был также известен как «хранитель Весов». В «египетской книге мёртвых» Анубис изображен судьёй. Взвешивающим на весах сердце человека, против пера истины. Тех, кто заслужил вечную жизнь, вели на небеса. Осуждённых пожирала Аммит, богиня возмездия.

Аморфный характер Анубиса, был связан не только с бальзамированием и смертью. Но и с тайнами, недоступными человеческому пониманию. Так как он был хорошо знаком, с тайнами загробной жизни. Именно благодаря своим особым знаниям, Анубис воспринимался скорее как надёжный проводник, чем как похититель жизней. Примечательно, что из — за навыков бальзамирования, Анубис считался обладателем исключительного понимания анатомии. Что привело к его возможной роли покровителя анестезиологии. Его жрецы также считались знатоками травяного искусства.

Изображение Анубиса в форме шакала.

Как и у любого бога, каждый аспект появления Анубиса символичен. Наиболее часто изображаемый с головой шакала и телом мускулистого человека, Анубис также появляется как шакал. В любой форме его голова покрыта чёрным мехом. Что отличает его от хищного животного — падальщика дикой природы, с характерно коричневым мехом. Чёрный цвет символизирует смерть, но это также цвет возрождения в загробной жизни. Уши Анубиса всегда насторожены и чувствуют любую опасность, за пределами человеческих чувств.

На некоторых иллюстрациях Анубис позирует с цепом, крюком и длинным шестом, известным как скипетр. Цеп, как сельскохозяйственный инструмент и пастуший посох. Олицетворял роль фараона, как кормильца и пастуха своего народа. Скипетр, ещё один магический Фетиш, символизировал божественную силу фараона. Анубис также показан как обладающий «Фетишом Имиута». Который, как считалось, воплощал магические силы духа, чтобы он мог создать связь между смертным и подземным миром. «Фетиши Имиута» были похоронены в гробницах фараонов и цариц, в том числе Тутанхамона и Хатшепсут.

Изображения трёх «Фетишов Имиута».

С самого начала человечества, не было большей тайны для смертного, чем смерть. И похоже, что древние египтяне, включая великих фараонов. Интересовались загробной жизнью не меньше, чем своим повседневным существованием. Анубис стал символом великого неведомого. Всегда присутствующим, чтобы увести мёртвых в бездну, за пределы ума и тела. Поразительная фигура шакальего бога сохранялась на протяжении тысячелетий. Запечатлевая основную веру в богатую историю древней цивилизации. И что эта мимолётная жизнь, лишь начало бесконечного путешествия души.