Если вы попытаетесь вспомнить десятку самых загадочных артефактов древнего мира, то колоссальные каменные головы ольмеков, вероятно, займут высокое место в этом списке. Эти монументальные скульптуры являются самыми загадочными и удивительными артефактами, созданными цивилизацией ольмеков, которая процветала в тропических низменностях Мексиканского залива примерно с 1600 по 400 год до нашей эры.
К настоящему времени было раскопано 17 колоссальных голов высотой от 6 до 11 футов и весом до 40 тонн. Все каменные головы были найдены в церемониальных центрах ольмеков в Сан-Лоренцо, Ла–Венте и Трес-Сапотес, за исключением единственной – огромной головы “Ла Кобата” весом 40 тонн, которая была найдена на горном перевале в Сьерра-де-лос-Тустлас.
Несмотря на то, что первая ольмекская голова была обнаружена более 150 лет назад, мы по-прежнему остаемся в неведении относительно того, что представляют собой эти таинственные каменные головы и почему ольмеки приложили столько усилий, чтобы их высечь. Многие ломали голову над тем, как огромные базальтовые валуны, использованные для скульптуры этих голов, были перевезены из каменоломен, которые часто располагались за сотни километров от городов ольмеков.
У большинства ольмекских голов плоский нос и полные губы, что натолкнуло на мысль о том, что они, возможно, были африканского происхождения. Когда Хосе Мельгар в 1862 году обнаружил первую ольмекскую голову (памятник А) в Трес Сапотес, он написал, что “Что меня поразило, так это представленный эфиопский тип. Я подумал, что в этой стране, несомненно, были негры”.[1]
Много лет спустя, когда американский археолог Мэтью Стирлинг посетил Трес Сапотес в 1939 году, он написал, что голова ольмека в Трес Сапотес “представляла собой впечатляющее зрелище. Несмотря на огромные размеры, работа выполнена тонко и уверенно, пропорции идеальны. Уникальная по своему характеру среди скульптур американских аборигенов, она примечательна своей реалистичной обработкой. Черты смелые и удивительно негроидные по характеру”.[2]
Африканская теория получила дальнейшее развитие, когда в Трес-Сапотес (памятник Q) была найдена вторая голова ольмека с волосами, заплетенными сзади в эфиопскую косу.
Доколумбовые африканцы в Мезоамерике? Возможно ли это? Что говорит генетика? Ни за что! Генетические данные показывают, что нет никаких свидетельств существования доколумбовых африканских популяций в Мезоамерике.[3] Это неудивительно, учитывая, что современные жители мексиканских штатов Веракрус и Табаско не имеют никакого сходства ни с африканцами, ни с ольмекскими каменными головами.
Не менее важно отметить, что до сих пор были найдены десятки глиняных фигурок ольмекских мужчин и женщин, многие из которых изображены в хорошо известных позах йоги, которые я описал в . Большинство статуэток имеют четко выраженные монголоидные черты, то есть эпикантусные складки вокруг глаз и загнутые книзу губы. Ни у одной из них нет африканских черт. Если бы в культуре ольмеков присутствовал африканский компонент, разве не было бы по крайней мере одной глиняной статуэтки, которая подтверждала бы это?
Правда в том, что каменные головы ольмеков совершенно не связаны с обычными ольмеками, изображенными на глиняных статуэтках, рельефной резьбе и небольших каменных скульптурах. К сожалению, как это часто бывает, ведущие историки и археологи проигнорировали этот важный момент и вернулись к своему излюбленному решению, которое заключается в утверждении, что головы ольмеков представляют правителей или обожествленных предков. Мексиканский искусствовед Беатрис Рамирес де ла Фуэнте написала, что “за исключением головы Ла Кобата, которая представляет мертвого человека, остальные шестнадцать являются достаточно точными портретами ольмекских правителей и священных личностей”.[4]
Конечно, это не имеет никакого смысла для любого, кто внимательно изучал ольмекские артефакты. С какой стати у ольмекских правителей могли быть черты лица, радикально отличающиеся от обычных людей, изображенных на глиняных статуэтках и небольшой резьбе по камню? Даже манера одеваться такая разная! Все головы ольмеков украшены плотно облегающими головными уборами с ремешками, спускающимися перед каждым ухом, в то время как рельефная резьба ольмеков показывает правителей ольмеков в сложных головных уборах, что типично для мезоамериканских культур.
Итак, существует большая неразгаданная тайна, связанная с колоссальными каменными головами ольмеков. Почему они были вырезаны таким монументальным образом? Почему их черты лица и манера одеваться так отличаются от черт обычных ольмеков? Кем были эти странные существа и почему им придавалось такое большое значение на церемониальных площадках ольмеков?
Ольмекские карлики
Правдоподобный ответ на эту давнюю загадку начинает вырисовываться, когда мы рассматриваем способ размещения колоссальных голов в церемониальных центрах ольмеков.
Как в Трес-Сапотес, так и в Ла-Венте головы ольмеков были найдены по краям церемониальной зоны. Кристофер А. Пул, доцент кафедры антропологии Университета Кентукки, пишет, что головы ольмеков выступали в качестве защитников или хранителей церемониальной зоны.
“Головы ольмеков… расположены по краям средне-доклассической стоянки. То есть они, по-видимому, обозначают периметр центра, возможно, возвещая о входе в сердце ольмекского государства. Аналогичным образом, три колоссальные головы в Ла-Венте были размещены на северном краю церемониальной зоны. Следовательно, представляется возможным, что до конца среднего доклассического периода колоссальные головы приобрели статус meaning…as икон и хранителей государства”.[5]
Это очень важное наблюдение, которому не уделялось должного внимания. Головы ольмеков в Ла-Венте и Трес-Сапотес отмечали периметр центральной церемониальной зоны и, по-видимому, выполняли функцию “защитников священного места”. Вы знаете, что это значит? Возможно, эти скульптуры вообще не изображают людей. Скорее, они могли бы символизировать духовных существ или потусторонние сущности, чьей обязанностью является защита церемониальных зон. В священных местах по всему миру мы обнаруживаем, что входы защищены скульптурами различных типов полубожественных существ, которые включают, но не ограничиваются ими, сфинксов, карликов, орлов, нагов, ангелов, апсар и т.д.
Особая ольмекская рельефная резьба, найденная в Сан-Лоренцо, которая в настоящее время выставлена в Музее антропологии в Халапе, дает больше ясности. Это ольмекский алтарь, поддерживаемый парой дородных карликов с поднятыми руками. Гномы одеты в набедренные повязки и плотно облегающие головные уборы, а черты их лиц очень похожи на колоссальные головы ольмеков. Может ли быть так, что головы ольмеков – это монументальные скульптуры сверхъестественных карликов, которые выступали в качестве защитников священных мест ольмеков?
Гномы-волшебники были высокочтимыми членами королевского двора королей майя, о чем я рассказывал в а. Гномы обладали острым интеллектом и дальновидностью, которые использовались для гадания и составления книг пророчеств. Они носили головные уборы богов, писцов и придворной знати и изображались в различных ролях слуг, советников и защитников царя. Гномы также считались исключительными строителями, которые использовали свое магическое мастерство, чтобы “свистеть и волшебным образом переносить камни по воздуху для строительства городов древних майя”! Хотя они водили дружбу с королевской семьей майя, их настоящий дом, как говорили, располагался внутри горных пещер и больших подземных помещений.
Гномы также выступали в качестве защитников священных мест майя – считается, что эту роль они продолжают выполнять даже сегодня! Фермеры Юкатана называют карликов алуксами (ah-loosh-es) по-испански и алуксо`б (ah-loosh-ob) на языке майя и просят их помочь защитить их кукурузные поля от грабителей, предлагая им еду и питье. По словам Джудит А. Сторниоло, ассистента профессора антропологии в Университете Дрекселя, алуксы также охраняют священные археологические объекты, содержащие гробницы предков и царей майя.
“В руинах майя они защищают могилы предков от разграбления.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку
будь в теме!Мы сообщим вам о выходе самых интересных новостей на портале unworld.ru. Не чаще 1 раза в неделю!
Спасибо за подписку!
Something went wrong.